Георгий Михайлович Гупало (gm_dar) wrote,
Георгий Михайлович Гупало
gm_dar

Categories:

Начало оптинского книгоиздания. Часть 1

Не рассказывал еще, как начиналось оптинское книгоиздательство.
В году 89-м была еще советская власть, причем никто не верил, что она может когда-либо исчезнуть, тем более так быстро, как исчезает утренний туман в жаркий день. Перестройка уже кипела вовсю, появлялись кооперативы, первые кооперативные издательства, но все типографии были по прежнему партийными, других не было и быть не могло. Печать может быть только партийная и партия должна строго следить за печатью. Даже мысли не было, что можно прийти в типографию и заказать какой-то тираж церковных книг. В типографии Обкома или Райкома? "Да я тебе за это!"
Если в Москве хоть как-то перестройка уже начала действовать, то в Калуге все было глубоко коммунистическим, а в Козельске даже радикально коммунистическим. Там еще долго, до середины 90-х не верили, что советская власть преставилась. Да и сейчас ждут ее скорого и окончательного воскрешения.
И тем не менее произошло маленькое чудо. Как-то гуляя по Козельску, я решил зайти в местную районную типографию. Без всякой задней мысли, просто полюбопытствовать. Малюсенькую, занимали они несколько комнат в центре города. Внутри плотно-плотно стояло несколько старых советских станков и множество антикварных, германского происхождения, 1913-1917 года выпуска. Уж не знаю кто у кого украл - немцы у красных или красные у немцев, но станки после революции установили и так они прослужили до конца 80-х и более. Технику я очень люблю, а таких станков даже в кино не видел. Восторга и радости не было предела. Местное начальство с большим любопытством рассматривало нового гостя в приличном костюме-тройке с галстуком, но из монастыря. На монастырских обитателей местные смотрели, как на инопланетян. Странные какие-то: видно, что многие из столиц и с высшим образованием, но при этом верующие. Дикость какая-то. Верующая глупая старушка естественно, верующий 25-летний парень в костюме с галстуком - абсурд. Я прекрасно помню сколько удивлений вызывал мой ответ "да, правда верующий". Сейчас, когда вокруг все верующие и все "члены партии с 1905 года" трудно объяснить насколько было трудно, непросто, хлопотно признаться. Сразу начинались воспитательные беседы "образованных и просвещенных граждан".
Разговоры были и типографии. Пообщался с тетками, что-то им рассказал. Послушали, видно было, что интересно.
Недели через две зашел еще раз. Поверьте, опять без задней мысли, просто уже, как к знакомым. Опять поговорили, какие-то у них новые вопросы появились.
Уже на обратном пути в монастырь, проходя по лесной тропинке у меня и возникла мысль, что надо бы им переписать основные молитвы и заповеди. Что и было сделано. В третий свой визит принес им вырванные из тетрадки исписанные листы. Очень благодарили и как-то в разговоре кто-то бросил мысль, что хорошо бы распечатать и всем товаркам раздать.
- А можно?
- Если тихонько, то можно.
- Слушайте, а если монастырь закажет такие листовки? Денег дадим.
- А нам ничего не будет?
- Нет, конечно, - соврал я. - В Москве есть Издательство Патриархии. Они же официально все издают и никаких разрешений не спрашивают (еще одно большое вранье). Да и вообще у нас сейчас Перестройка, отношение к Церкви меняется, власти только рады будут.
Враль был беспредельный. Не дай бог местное начальство узнало бы про этот разговор и его решение, не сносить руководству типографии головы. Но бог не выдаст, свинья не съест.
Напечатали листовки. Стоили они безумно дешево. Чуть ли не 0,02 коп за штуку.
Благословение на издание наместник Евлогий дал, но крайне неохотно. У него явно было чувство, что добром эта афера не кончится. Потом я придумал еще несколько разных брошюрок. Улетали они со свистом в церковной лавке по 50 к за штуку. Представляете какой бизнес! Весь доход получал монастырь (денег тогда было два состояния - или не было вовсе или было очень мало) и я очень был рад, что могу хоть как-то принести пользу обители и хоть чуть-чуть возместить свое в ней проживание.
Потом я решил подсунуть Евлогию и типографам дореволюционные "Троицкие листки" с духовно-нравственными рассказами. Всем понравилось и так начало работу оптинское издательство. Я находил интересную дореволюционную микро-брошюру на 4-8 стр., относил ее к Евлогию, а после его благословения в типографию. Там довольно быстро печатали (деньги платили в черную, втихую) и я привозил тираж в монастырь. Возил, как правило, на евлогиевской Волге. Пользовался дружбой с водителем наместника Сергеем Александровичем (интересный был человек, обязательно про него отдельно расскажу). Так, совершенно случайно я стал издателем. Никакого офиса, сотрудников, никакой официальной переписки не было. Все втихую, тайнообразующе. :) Кто бы мог тогда предположить, что обыкновенное любопытство и желание посмотреть старую типографию так изменит мою жизнь, что вся она будет, теперь уже явно до гроба, связана с книгой.
Так продолжалось месяца три-четыре, пока...
Продолжение следует.
Tags: Оптина
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments